Главная » 2017 » Май » 19 » "Прикладная маскология – Метро и санитары" (Ruslan V. Karmanov).
19:17
"Прикладная маскология – Метро и санитары" (Ruslan V. Karmanov).

Можно ли в 2016 году объявить об изобретении метрополитена – только с урезанным функционалом и для перевозки одного типа грузов – и выдать это за прорыв и новые технологии?

Можно.
---

Начало.


В декабре 2016 года в СМИ появляются статьи восхищённо-мечтательного-инфантильно-глазозакатывательного-охающего-причмокивающего подвида. Примерно такие:

Зачем Илон Маск собрался рыть туннели?

Оче­ред­ная безум­ная идея ви­зи­о­не­ра в рам­ках плана по ко­ло­ни­за­ции Марса.

Ос­но­ва­тель Tesla (NASDAQ: Tesla Motors [TSLA]) и SpaceX решил за­нять­ся со­зда­ни­ем ав­то­мо­биль­ных тон­не­лей.

Тон­не­ле­про­ход­че­ские ком­плек­сы — огром­ные аг­ре­га­ты раз­ме­ром с ло­ко­мо­тив, спо­соб­ные про­кла­ды­вать тон­не­ли под зем­лей. По лю­бо­пыт­но­му сов­па­де­нию их форма от­лич­но под­хо­дит для по­груз­ки на ра­ке­ту, ле­тя­щую на Марс.

Впер­вые об оче­ред­ной неве­ро­ят­ной идее Маска стало из­вест­но на вы­ход­ных. Про­ка­тив­шись по до­ро­гам Ка­ли­фор­нии и по­сто­яв в проб­ках, ген­ди­рек­тор Tesla на­пи­сал в Twitter: «Проб­ки сво­дят меня с ума. Я со­би­ра­юсь за­нять­ся со­зда­ни­ем тон­не­ле­про­ход­че­ской ма­ши­ны и про­сто на­чать ко­пать».

Ком­па­нию он на­зо­вет The Boring Company (в англ. омо­ним boring имеет два зна­че­ния — бу­ре­ние и скуч­ный).

Все они базируются на одном твите И.Маска, который обнаружил, что стоять в пробке можно и на Тесле, и с автопилотом.

Реакция на этот твит весьма хорошо показывает градус адекватности аудитории – из заявления “я начну копать” делаются выводы от “по сути, можно сказать, что уже всё получилось, господи, как же классно что в такое время живём” до “вот человек одним твитом изменил весь мир”.

...

Удивительно даже, что из этого твита не было сделано ещё более фундаментальных выводов типа “Ну вот и всё. Пока-пока, метрострой. В принципе, через неделю метро можно закапывать1 – какой в нём смысл, ведь Маск, а значит всё уже по сути готово”. Видимо, опыт “Ну вот и всё. Пока-пока, Газпром. В принципе, через неделю после выхода Powerwall акции Газпрома будут лежать на улицах” сказался.

Маск действительно покупает списанный щит для небольших туннелей:

Отсюда.

По любопытному совпадению форма щита отлично подходит для канализационных труб большого диаметра.

И буквально через месяц (видимо, разобравшись, где включать), начались работы. Сотрудники новорожденной Boring Company начинают копать на территории, арендованной для SpaceX – в частности, посреди стоянки.


Отсюда.
---

Весна.


Всё активизируется весной (правило для проектов И.Маска, подтверждаемое медициной).

28 апреля 2017 года The Boring Company публикует видеоролик с демонстрацией концепции тоннелей для автомобильного движения.

Концепция предполагает:

  • Специальные люки с лифтами на городских автомобильных дорогах для спуска в тоннель и подъёма обратно;
  • Транспортные платформы для автомобилей, которые движутся над контактным рельсом2;
  • Скорость движения платформ 200 км/ч;
  • Многоуровневую (до 30 уровней)3 сеть подземных тоннелей.

Попутно Маск пообещал в 5 раз улучшить характеристики доставшегося ему проходческого щита, ну и по мелочи сообщил что проект будет, конечно же, экологичный, на возобновляемой энергии, дешевле чем обычные дороги4 и всё подобное, что обычно заявляется во всех таких проектах.

Оставив смех, чуток серьёзно про то, почему концепцией “специального метро для одиночных машин” ничего нельзя улучшить, а можно лишь наоборот.
---

Время и энергоэффективность.

Возить машину, которая является “специальной платформой для перевозки человека”, на специальной платформе – это значит уже на уровне концепции тратить больше энергии. Просто за счёт избыточности системы.

Иначе бы следующим шагом была бы специальная платформа, перевозящая специальную платформу, перевозящая машину [что уже бредово - прим. осознанного эндуриста].

... Если машина уже эффективно тратит энергию, то установка её на дополнительную платформу лишь приведёт к росту затрат по всем фронтам – надо будет перевозить бОльший груз (масса платформы добавится), на бОльшее расстояние (машина едет от точки А до точки Б, а в случае с метро добавится поездка от А до ближайшей станции плюс поездка от ближайшей точки выхода до Б), с дополнительными затратами времени и дополнительными затратами мощности.

Нужна будет мощность на поддержание состояния тоннеля (климатический режим, освещение, оборудование путей, системы мониторинга, аварийные системы).

Всё это – даже если не брать в расчёт стартовые затраты на создание туннелей – сделает каждое единичное путешествие “внизу” более дорогим, чем наземное.
---

Пробки.

Пробки на дорогах ... вроде как должны вот-вот закончиться из-за супер-эффективного автопилота. Если так, то непонятно, в чём смысл рыть отдельные и не сравнимые по ширине полосы пропускания с дорогами норы. Ведь те же самые пробки, только гораздо хуже, появятся около тех лифтов, которые будут загружать машины в туннели. Пробки эти будут домножены на гарантированную малую скорость операций по загрузке-выгрузке, подаче лифтов, фиксации машин и прочим “мелочам”, которые неизбежны в случае реальной эксплуатации. Увеличивать скорость операций выше той, при которой находящимся внутри машины комфортно – не получится.

Так что с пробками всё просто – в варианте “специальное метро для отдельных легковушек” они будут, и по времени они будут дольше.

В презентации – подъехал к пустому лифту, он тебя быстро погрузил. В реальности – подъехал, а там очередь из 60 машин, в ней 2 ДТП, потому что очень надёжный он, автопилот Теслы5.
---

Стоимость обслуживания и безопасность.


Туннель – сооружение повышенной опасности. Задачи аварийной эвакуации, пожаротушения, решения вопросов с авариями и поломками, обслуживание туннеля – всё это требует сил, денег, энергозатрат, навыков и прочего...
---

Волшебные бесплатные кирпичи.


Вопрос “а что стало с уникальной SolarCity-черепицей, которая дешевле обычной и плюс генерит электричество – ведь ей тогда, по идее, можно заменить всю остальную черепицу в мире, даже можно электричество не генерить – уже выгода” надо заминать, притом с максимальной скоростью – поэтому внимание инфантильных младецев, гукающих про “скорохайтехприйде, порядок наведе”, переключили на новую идею.

Для борьбы с изматывающими водителей пробками Илон Маск создал компанию, занимающуюся рытьём сети подземных тоннелей. Сейчас одна миля тоннеля обходится как The Boring Company, так и другим строителям примерно в миллиард долларов, но Маск намерен сократить расходы примерно в десять раз за счёт безотходного производства, уменьшения диаметра тоннеля и использования передовых технологий, в том числе спецтехники на электроприводах.

Ждать, пока обычные автомобили научатся летать, или же строить новые наземные дороги Маск не захотел — в первом случае ждать придётся очень долго, во втором дела идут быстрее, но проблемы не решают — шум, грязь и новые пробки никуда не денутся.

Если же быстро и эффективно рыть подземные тоннели, то от пробок можно избавиться довольно быстро. Помимо прокладки тоннелей, компания занята и исследованиями в этой области — именно так специалистам и пришла в голову идея использовать отработанный грунт для производства кирпичей. Ими можно сразу же укрепить арку, новую ветку или использовать их для строительства домов — так инженеры Маска и собираются поступить. Безотходное производство — это модно6.

Кирпичи.

Из произвольно выкопанной земли. Которыми сразу же после изготовления укреплять тот же тоннель, где земля и добыта.

То есть копаем специальной штукой, чтобы добыть просто какую-нибудь землю и делаем из неё кирпичи, и они – как обычно – “получаются дешевле обычных и всё удешевляют”.

Очевидно, что теперь любую стройку можно сделать бесплатной – надо просто выкопанную землю превращать в кирпичи и сразу из них же и строить7. Огромная экономия на всём – от вывоза породы до закупки кирпичей – очевидна. Да и землю добывать можно дешевле – не закапываться вглубь, а просто с поверхности брать.

Вопрос вида “представляет ли кто-нибудь из комментаторов, как вообще изготавливаются кирпичи” отметается изначально как бессмысленный – потому что будет “да я в игрушке играл в одной, там мышкой тыкаешь и заводик строится, и оттудова они выходят и монетки наверху экрана увеличиваются”.

Отдельно хочется отметить новый тренд верующих в Маска оправдателей – теперь надо говорить не “вовсе-то мы не обо***лись”, а “да, здесь это не нужно – а зато на Марсе пригодится”. На Марсе никто не был и там в принципе пригодится всё, так что метод – беспроигрышный. Не выбрасывайте использованные контрацептивы – они пригодятся на Марсе. Порвался носок? Храните, похваливая себя за предусмотрительность и радуясь. Потом, на Марсе, будет ценна каждая мелочь.

Ну и стандартное обещание вида “все туннели копают – а я купил машину для этого дела, посмотрел, и в 10 раз эффективнее можно, легко” – которое предсказуемо займёт место в свалке таких же других обещаний Маска.

Целевая аудитория “верующих в хайтех” также не подводит ожиданий.

Тоннели лучше капать там где в породе кимберлитовых трубок побольше или на худой конец трансурановые руды встречаются8. Так заметно прибыльнее выйдет.

(орфография оригинала)

Копал туннель под Мытищами, встретились трансурановые руды. Поговорили с ними, дальше копаем. Всё ОК, хайтех-коммьюнити.

---

Прорыв июля 2017 – скептики посрамлены.

Июль начался с новости, уничтожившей всех скептиков на корню.

Первый тоннель Илона Маска заработает через неделю

Одна из компаний американского предпринимателя Илона Маска — The Boring Company — близка к реализации первого проекта по строительству тоннеля для подземного перемещения автомобилей.

Вполне очевиден тренд реакции ... маскофилов.

— ЧТО ТЕПЕРЬ СКАЖУТ СКЕПТИКИ?

— ВОТ И ВСЁ. ВОТ ВАМ И МЕТРО ВАШЕ СОБЯНИНСКОЕ. ВОТ ВАМ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛЬНЫЕ. ВОТ, РЕАЛЬНЫЙ ТОННЕЛЬ, РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЙ. ТЕПЕРЬ-ТО ВСЁ ИЗМЕНИТСЯ. ОН СДЕЛАЛ ЭТО. РЕВОЛЮЦИЯ.

Очевидно, что через неделю акции метрополитена будут валяться на земле так же, как акции Газпрома через неделю после выхода настенной батарейки Powerwall (в мае 2015 года).

Одна лишь мелочь в исходной новости оставалась не до конца объяснённой с точки зрения побед и успехов:

… будет соединять здание основной компании Маска SpaceX в городе Хоторн, Калифорния, с парковкой, расположенной через дорогу.

Через дорогу.

Там 14 (почти 15) метров.

Да…

Ну, ничего. Год копать, вложить миллионы, и концептуальный подземный переход – Маск, в принципе, уже тянет на мэра какого-нибудь украинского города – там с помпой открывают автобусную остановку, например.

Тоже ведь результат.

А главное – теперь можно будет говорить стандартное:

А вот вы говорили, что ничего не работает. Пожалуйста, вот. Видите? Ведь что-то работает. А раз что-то как-то работает, то значит по сути всё работает и идеально. А значит потом доработают и доделают. Без вариантов, иначе быть не может. А я в это верую. А я думаю всё получится – надо нам просто сидеть да ждать, пока всё само собой так классно-то становится – успевай только наблюдать. Какая разница, как оно сейчас работает и какие затраты – всё станет лучше, обязательно.

---

Полная оригинальная версия от автора.


1 А ведь когда-то хотели закопать (метрополитен в Москве), это было в 1941-ом году, когда ВОВ только набирала обороты. Правда потом приказ об уничтожении отменили.
2 Контактный рельс подходит для железных дорог, в основном - метро. Для автохлама, троллейбусов и т.п. он не применим.
3 Чем глубже, тем сложнее... Ещё про подземную коммуникатню не забывайте - придётся всё вешать на столбы и дома, т.е. воздушек станут ещё больше даже в той-же Москве. Трубы тоже придётся снаружи строить, как те "времянки", что появляются при стройках и в прочих местах. Впрочем, о проблемах с подземной прокладкой проводов читайте здесь, здесь и здесь.
4 Стройка асфальтовой дороги на порядок дешевле и быстрее, чем стройка тоннеля под землёй. Да что там, ещё проще и дешевле грунтовую дорогу сделать, там асфальт не нужен - раскатал, накатал и готово. На подобной схеме ещё мототрассы для мотокросса основаны, но там свои особенности, свои методы и свои законы. Впрочем, мотокроссеры и эндуристы правы, что российские дороги созданы для эндуро.
5 Об опасностях автопилота и автоведения читайте здесь и здесь.
6 Имхо, "безотходное производство" - это бред. Любое производство, неважно чего и какое - производит также и отходы. И эта "мода" наводит всё больше нехороших подозрений эколохов и сторонников "научно-технического прогресса".
7 Потом придётся брать землю откуда-то, чтобы потом засыпать выработки. Иначе будет огромная яма вокруг домов.
8 Напоминает графен, по которому также грезят... "графен это очередная сказка, в которую уже и сами ученые верят, видимо, ничего там не будет" (с). "Как показывали по телевизору в "научной" передаче про графен, для получения графена нужно взять чистый графит, наклеить на него скотч, и отодрать этот скотч. К нему приклеится слой графита толщиной в несколько атомов (может быть даже толщиной в 1 атом) . Вот этот тончайший слой и называют графеном, и, якобы, он обладает какими-то уникальными необычными свойствами. Лично я в эти сказки про графен не верю..." (С).

PS:
Стоит отметить, что в городах (а это в первую очередь - в Москве) появилось больше байкеров и мотоциклов. Однако это в основном дорожные моты, с водительским удостоверением и номером. Половина перебралась и перебирается в деревни, а кто-то уезжает в мотоспорт, в первую очередь - в мотокросс.
Тут автотоннели не помогут - пробки будут те-же, только хуже, а отсутствие деревьев выльется в нехватку кислорода (деревья в тоннеле - это бред). Не напасёшься этих вентиляционных сбоек и вент-оголовков наверху, да и всегда будут диггеры, пролезающие в тоннели через вент-шахту - сигнализация тут не всегда помогает.
Можно сделать так... Ввести пропаганду мотообраза жизни (не оголтелую конечно), тогда возможно, что кол-во авто сократится на дорогах. Даже остров есть, где из транспорта только мото (гуглите и яндексите).

Категория: АНТИэкология | Просмотров: 105 | Добавил: MotoBiker1995 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0